Спустя четыре месяца после введения самых первых санкций против России, ситуация становится все более серьезной. Во-первых, подорвано международное сотрудничество: Россию исключили из G8, ЕБРР заморозил финансирование своих новых проектов в России, а Гаагский суд постановил выплатить $50 млрд акционерам Юкоса. Во-вторых, 17 июля США ограничили доступ российских корпоративных заемщиков к международным рынкам капитала. В-третьих, ЕС последовал примеру США и ограничил доступ российских госбанков к европейским долговым рынкам. Наконец, риск дальнейших ограничений в области торговли, еще пару месяцев назад считавшийся незначительным, становится все более реальным после того как Россия ввела ограничения на импорт сельхозпродукции из Европы. Введение этих санкций задает новый контекст для российской экономики. Компаниям и банкам, попавшим в список SSI, ограничен доступ к внешним рынкам. 17 июля США включили Роснефть, НОВАТЭК, Газпомбанк и ВЭБ в список SSI, а 29 июля этот список пополнили ВТБ, Банк Москвы и Россельхозбанк. Эмитенты, входящие в этот список, могут совершать долларовые транзакции, однако они не могут привлекать новые займы за рубежом сроком более чем на 90 дней. Это означает, что все перечисленные компании и банки будут испытывать проблемы с рефинансированием на глобальных рынках и могут предпочесть погашать свои иностранные обязательства. Госбанки - главные мишени этих санкций - должны погасить $10 млрд в этом году и $20 млрд - в будущем. Список SDN предусматривает запрет на долларовые транзакции. Крупнейшие компании оборонной отрасли и Объединенная строительная корпорация (ОСК) решением Казначейства США от 17 и 29 июля попали в санкционный список SDN. Этим компаниям не только запрещено привлекать финансирование, но и совершать любые долларовые транзакции. Таким образом, эта группа предприятий присоединилась к Банку "Россия", который оказался в этом списке еще 20 марта. Эффект необъявленных санкций - еще один канал воздействия Третье направление, по которым санкции могут оказать давление на российскую экономику, заключается в том, что введение прямых санкций против некоторых банков и компаний может привести к глобальному снижению готовности поддерживать трансграничные деловые отношения со всеми российскими экономическими субъектами. Списки SSI и SDN по России достаточно коротки, однако вопрос о том, будут ли глобальные рынки делать различие между компаниями и банками, попавшими под действие санкций, и всеми остальными, остатется открытым. В этом смысле показательным будет способность или неспособность частных банков и компаний продолжать занимать на глобальных рынках. Другой вопрос заключается в том, смогут ли российские заемщики переключиться на азиатские рынки: сейчас и китайские, и японские парнеры с большой настороженностью подходят к российским банкам и компаниям. ЦБ поможет погасить внешний долг через расширение рефинансирования Из $650 млрд российского корпоративного внешнего долга, $140 млрд приходится на госбанки и $170 млрд - на госкомпании. По нашей оценке, госкомпании и госбанки до конца 2015 г. должны погасить $60 млрд. Мы полагаем, что в рамках помощи в погашении внешнего долга ЦБ будет вынужден увеличить поддержку банковскому сектору примерно на 1 трлн руб., однако стоимость финансовой поддержки возрастет, и мы не исключаем повышения ставки еще на 50 б. п. Мы подтверждаем прогноз валютного курса 37 руб. за доллар на конец года, который уже учитывает большой чистый отток капитала в размере $120 млрд. Мы не видим больших последствий санкций для роста ВВП в этом году, однако в долгосрочной перспективе ограничения на импорт западных технологий негативно повлияют на российский экономический рост.
|